Как пандемия избавила центр Эдинбурга от автомобилей

October 19, 2020

Раньше прямо перед Холирудским дворцом в Эдинбурге, резиденцией британских монархов, постоянно ездили такси и туристические автобусы. Теперь это осталось в прошлом.

Недавно Городской совет Эдинбурга проголосовал за то, чтобы сделать две улицы Старого города, Виктория-стрит и Кокберн-стрит, пешеходными зонами. Это сделано для того, чтобы людям было проще дистанцироваться во время пандемии, а рестораны могли выставить столики на улицу. Кроме этого, это часть городского плана «Преобразование центра Эдинбурга» — по нему к 2022 году собираются построить новые трамвайные линии и велодорожки, а также сделать новые пешеходные маршруты. Эдинбург — не единственный город, который этим занимается; впрочем, до успехов Парижа ему далеко.

Средневековый Старый город и Новый город 18-го века — объект культурного наследия ЮНЕСКО. Зачастую такие места страдают от избыточного туризма, и расстановка приоритетов в пользу «медленного трафика» — это попытка смягчить последствия наплыва туристов в город и сохранить его исторический вид. Опыт Эдинбурга покажет, насколько работают такие решения в исторических городах.

Victoria Street in Edinburgh’s Old Town is now closed to car traffic, an experiment in pedestrian-only ...

Вслед за признанием — избыток туристов

Старый и Новый города Эдинбурга вошли в список объектов всемирного культурного наследия в 1995 году, и благодаря им в Эдинбург ежегодно до пандемии приезжали по 5 миллионов туристов. При этом во всём Эдинбурге живут около 500 тысяч человек (как в Калининграде), а в его историческом центре — всего 26 тысяч. По соотношению жителей и туристов центр Эдинбурга — один из самых перегруженных туристических центров мира. Однако такая популярность привносит в город жизнь и положительно сказывается на экономике.

Такие потоки людей (и транспортных средств) означают, что историческая часть Эдинбурга рисковала стать чрезмерно загрязнённым местом, по которому невозможно ни пройти, ни проехать — а местная идентичность размывается. Жить там тяжело: как объясняет один местный гид, «там проще купить килт, чем пакет молока».

Сохранение локальной идентичности — одна из целей городских властей при введении пешеходных зон. «Объём трафика в Старом городе приводит к проблемам вроде загрязнения воздуха и испорченного вида», — утверждает Николас Хотэм, пресс-секретарь ответственного за объект культурного наследия надзорного органа. Но стоит убрать с улиц автомобили, и, по его словам, «на улицах станет лучше, и место преобразится».

Бизнес, расположенный на новых пешеходных улицах, потихоньку привыкает к изменениям. Как это обычно бывает, не все сразу поняли, для чего нужны эти изменения, и мнения разделились от «люди теперь проводят здесь больше времени, ходят, фотографируют — не то, что раньше, когда было много машин» до «люди обычно приезжали на машинах». Впрочем, владельцы бизнеса в разных городах склонны преувеличивать как прибыль от тех, кто приезжает на машине, так и количество таких людей.

One of the world’s largest walled cities and a UNESCO World Heritage site in Croatia, Dubrovnik’s ...

Новый способ взглянуть на город

«Пешеходизация — не то, что автоматически можно считать хорошим или плохим решением», — утверждает всемирно известный урбанист Брент Тодериан, бывший главный планировщик Ванкувера. «Нужно учитывать особенности города или места». По его словам, запрет автомобилей не обязательно связан с закрытием всего и вся — «это открывает улицу для пешеходов, делает её живой, удобной для жизни, комфортной и сбалансированной». При этом прямой запрет автомобилей применяется не так часто — обычно используются гибридные методы вроде «тихих» улиц, по которым могут проехать только местные жители.

«Автомобили со всех их шумом, выхлопами, опасностью и занимаемым местом могут отвлекать людей от красоты исторических мест», — считает Тодериан. «Это как паразиты в хрупкой экосистеме: они ослабляют всё остальное».

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Ярославль
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему