Шанхай - один их крупнейших и известнейших городов Китая, с населением 23.8 миллиона человек. Одно из известных знаковых мест города - набережная Бунд (у нас ее зовут обычно Вайтань). Напротив этой набережной через реку расположен деловой квартал Шанхая, так что сама набережная - место весьма важное и оживленное: центр жизни и города. Предлагаю посмотреть, как менялась эта набережная по времени, ну, чтобы понять, что нужно и чего не нужно делать в Москве, чтобы не повторять чужие ошибки.
В 1930 году эта местность выглядела вот так:
![](http://www.bricoleurbanism.org/wp-content/uploads/2009/04/2154216483_bbc615a6ef_b-crop2-sm2.jpg)
Уже в 30-х годах эта набережная была центром деловой активности города. По ней ходят трамваи, ходят толпы людей и движется огромное множество (для того времени) машин. Со временем город стал финансовым центром Азии, и число машин только возрастало. В целях увеличения пропускной способности набережной трамвай был снят (в пользу троллейбуса и автобуса), а автомобильная дорога расширена. При этом на набережной в ходе реконструкции появилась зелень, велосипедная и пешеходная инфраструктура. За счет сноса причалов была развита пешеходная зона с видом на деловой квартал за рекой. Вот фото 1983 года:
![](http://farm4.static.flickr.com/3401/3337117920_39781a7a1b_z.jpg?zz=734937276438)
Однако в 90-х троллейбус был признан слишком тихоходным, светофоры - тормозящими автомобильные потоки, а зебры - не безопасными для пешеходов. Троллейбус сняли, увеличили выпуск на автобусные маршруты, а пешеходные потоки отправили в подземные переходы. К 2008 году на набережную выходил хайвей, с эстакадами и прочими сопутствующими делами, саму набережную сделать совсем бессветофорной не удалось: развязки не везде помещались в габарит, а сносить исторические здания власти не решились. Большая часть деревьев пошла под топор, но в пешеходной зоне высадили некоторое количество новых... Перейти на набережную стало можно только по подземным и надземным переходам.
![](http://www.bricoleurbanism.org/wp-content/uploads/2009/04/bund-from-overpass-merge-e.jpg)
![](http://farm1.static.flickr.com/127/380494440_44f7029803_z.jpg)
В 2009 году власти приступили к реконструкции набережной, включающей снос к чертям собачим хайвея и ликвидацией большей части автомобильных полос и всех подземных и надземных пешеходных переходов. Вот, как представлен проект реконструкции на плакатах, размещенных в зоне сноса автомобильной дороги. Пешеходная зона расширяется и окультуривается, хайвей заменяется на четырехполосную местную улицу, с частым расположением плоскостных пешеходных переходов.
![](http://farm4.static.flickr.com/3551/3409148424_d994e43820_z.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3601/3409148906_01538e8b07_z.jpg)
Куда же делся автомобильный трафик?! Он ушел на другие направления, в частности в тоннель, проложенный под рекой в деловой район города. То есть трафик был выведен из зоны, в которой живут и отдыхают люди, так, чтобы автомобили не разрушали существующую городскую среду. Еще раз подчеркну - никто не уничтожал автомобили, планировщики просто вывели потоки по тем направлениям, где они не мешают жить людям. В общем и в целом к 2012 году набережную максимально приблизили к тому виду, который был у нее до строительства хайвея и расширения дороги.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/The_bund%2C_looking_south_as_viewed_from_the_custom_house_bell_tower.JPG/800px-The_bund%2C_looking_south_as_viewed_from_the_custom_house_bell_tower.JPG)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/81/The_bund%2C_looking_north_east_as_viewed_from_the_custom_house_bell_tower.JPG/800px-The_bund%2C_looking_north_east_as_viewed_from_the_custom_house_bell_tower.JPG)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e0/Promenade_du_Bund.jpg/800px-Promenade_du_Bund.jpg)
В настоящий момент в Москве на Ленинском проспекте еще не начали рубить деревья и строить новые подземные переходы. Если начнут - то в будущем деревья, безусловно, придется возвращать на место, а подземные переходы сносить и зарывать обратно. В Москве хотят совершить ровно ту же градостроительную ошибку, которую совершил в свое время Шанхай.
Хватит ли ума у Собянина поучиться на чужих ошибках?..
Оригинал
В 1930 году эта местность выглядела вот так:
![](http://www.bricoleurbanism.org/wp-content/uploads/2009/04/2154216483_bbc615a6ef_b-crop2-sm2.jpg)
Уже в 30-х годах эта набережная была центром деловой активности города. По ней ходят трамваи, ходят толпы людей и движется огромное множество (для того времени) машин. Со временем город стал финансовым центром Азии, и число машин только возрастало. В целях увеличения пропускной способности набережной трамвай был снят (в пользу троллейбуса и автобуса), а автомобильная дорога расширена. При этом на набережной в ходе реконструкции появилась зелень, велосипедная и пешеходная инфраструктура. За счет сноса причалов была развита пешеходная зона с видом на деловой квартал за рекой. Вот фото 1983 года:
![](http://farm4.static.flickr.com/3401/3337117920_39781a7a1b_z.jpg?zz=734937276438)
Однако в 90-х троллейбус был признан слишком тихоходным, светофоры - тормозящими автомобильные потоки, а зебры - не безопасными для пешеходов. Троллейбус сняли, увеличили выпуск на автобусные маршруты, а пешеходные потоки отправили в подземные переходы. К 2008 году на набережную выходил хайвей, с эстакадами и прочими сопутствующими делами, саму набережную сделать совсем бессветофорной не удалось: развязки не везде помещались в габарит, а сносить исторические здания власти не решились. Большая часть деревьев пошла под топор, но в пешеходной зоне высадили некоторое количество новых... Перейти на набережную стало можно только по подземным и надземным переходам.
![](http://www.bricoleurbanism.org/wp-content/uploads/2009/04/bund-from-overpass-merge-e.jpg)
![](http://farm1.static.flickr.com/127/380494440_44f7029803_z.jpg)
В 2009 году власти приступили к реконструкции набережной, включающей снос к чертям собачим хайвея и ликвидацией большей части автомобильных полос и всех подземных и надземных пешеходных переходов. Вот, как представлен проект реконструкции на плакатах, размещенных в зоне сноса автомобильной дороги. Пешеходная зона расширяется и окультуривается, хайвей заменяется на четырехполосную местную улицу, с частым расположением плоскостных пешеходных переходов.
![](http://farm4.static.flickr.com/3551/3409148424_d994e43820_z.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3601/3409148906_01538e8b07_z.jpg)
Куда же делся автомобильный трафик?! Он ушел на другие направления, в частности в тоннель, проложенный под рекой в деловой район города. То есть трафик был выведен из зоны, в которой живут и отдыхают люди, так, чтобы автомобили не разрушали существующую городскую среду. Еще раз подчеркну - никто не уничтожал автомобили, планировщики просто вывели потоки по тем направлениям, где они не мешают жить людям. В общем и в целом к 2012 году набережную максимально приблизили к тому виду, который был у нее до строительства хайвея и расширения дороги.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e0/Promenade_du_Bund.jpg/800px-Promenade_du_Bund.jpg)
В настоящий момент в Москве на Ленинском проспекте еще не начали рубить деревья и строить новые подземные переходы. Если начнут - то в будущем деревья, безусловно, придется возвращать на место, а подземные переходы сносить и зарывать обратно. В Москве хотят совершить ровно ту же градостроительную ошибку, которую совершил в свое время Шанхай.
Хватит ли ума у Собянина поучиться на чужих ошибках?..
Оригинал
Сбор регулярных пожертвований в Ярославль
Собрано 0 из 25 000 рублей