Как трамвай преобразил кольцевую дорогу Парижа

12 июня 2020 г.

История парижского трамвая типична для многих европейских городов. Масштабное развитие в начале XX века, потом — упадок из-за автолобби, а в конце века — трамвайный ренессанс. В Париже всё шло именно так: конка появилась ещё в 1855 году, почти 1000 километров линий в начале XX века и закрытие в 1937-м. В 1992 году трамвай вернулся в Париж так же триумфально, как стоит его арка: две линии, открытые с разницей в пять лет, сильно улучшили транспортную обстановку в пригородах французской столицы.

Tramway 3b extension revolutionizing transport in northern Paris ...

В 2004 году началось строительство Третьей линии обновлённого трамвая, которая стала частью масштабного проекта мэра Бертрана Деланоэ по преобразованию города. Ради этого мэрия Парижа пошла на беспрецедентные меры. На нескольких площадях были снесены эстакады или закопаны тоннели.


Значимость Третьей линии трудно переоценить: она проходит через жилые районы, куда совершенно не вписывались внеуличные развязки, разрывая удобные связи. Трамвай сделал городскую среду гораздо приятнее и удобнее. После строительства линии количество полос для автомобилей сократилось (по большей части — с трёх до двух), но при этом появилось место для дополнительного озеленения улиц.



Два самых ярких примера сноса дорожной инфраструктуры на бульварах — закапывание тоннеля на Порт-д’Итали и демонтаж эстакады Витри. Такие конструкции совершенно не вписываются в облик города и не помогают в борьбе с пробками: они лишь перемещают их подальше, а не избавляют город от них. Это самый дорогой способ достичь этой цели — однако он был популярен в Европе в середине XX века, а в России, увы, популярен и сейчас. Впрочем, все эти эстакады ждёт один итог:


Процесс демонтажа эстакады Витри. Париж, 09.09.2010



Демонтаж эстакады Витри

На 2023 год запланировано продление северного полукольца до остановки Порт Дофин. Получится ли затем полностью замкнуть кольцо — пока вопрос из-за недовольства жителей престижных 16-го и 17-го округов. Впрочем, нынешний мэр Парижа Анн Идальго способна и не на такое.

Полукольцевая линия прошла практически по административной границе Парижа. Открывалась линия поэтапно, сейчас её длина составляет 26,9 км — это что-то среднее между Садовым кольцом и ТТК. Два маршрута отходят от конечной Порт-де-Венсан на северную и на южную часть полукольца соответственно. Такое решение позволяет более гибко устанавливать расписание трамвая и делает его работу надёжнее.

По состоянию на 2016 год, маршрутом 3a ежедневно пользовались 210 тысяч человек, а маршрутом 3b — 120 тысяч. После продления маршрута 3b в 2018 году, пассажиропоток на нём должен был ещё увеличиться (данных за 2019 год пока нет). Такие потоки на личных автомобилях просто не вывезти — пропускная способность городских улиц не позволит.

Москва тоже может достичь таких изменений. Мы предложили концепцию возвращения трамвая и садов на Садовое кольцо. Благодаря ей больше людей смогут пользоваться общественным транспортом для поездок в центре города и между районами — это даст новые удобные связи. Садовое кольцо снова станет улицей, а не магистралью под окнами жилых домов — последнее благоустройство пару лет назад почти не исправило ситуацию. Такие улицы безопаснее: по ним некомфортно гонять, и движение происходит гораздо спокойнее.

Париж смог, и мы сможем.


Сбор регулярных пожертвований в Ярославль
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему